Главная » Статьи » Отзывы и рецензии

"Падение сквозь ветер" (АСТ)
"Падение сквозь ветер" - роман многозначный. В этом убеждаешься, читая уже первые страницы. Повествование сразу заставляет напряженно следить за логикой развития явно не фэнтезийного сюжета. Несмотря на фантастический антураж, в романе описываются прежде всего отношения между людьми. Именно в этом поле завязан конфликт, разворачивается сюжет, живут (именно живут) персонажи. А сюжет очень необычный, я бы сказал смелее - найти ему хотя бы какие-нибудь аналоги я не сумел. Бывшему сотруднику Отдела частных расследований, владеющему началами магии, поручают найти убийцу мага. Да не простого, а будто бы придумавшего, как вернуть мужчинам способность иметь детей. Ведь после разрушительной магической войны дети в этой стране больше не рождаются. А значит, всей цивилизации грозит реальный конец... По ходу расследования сыщик постепенно повторяет достижение погибшего мага, вычисляет его убийцу и почти становится богом, способным легко играть людьми. А финал книги буквально перевернул меня изнутри, заставив полностью перетряхнуть в голове содержание романа, взглянуть на события под абсолютно другим углом - все как в лучших образцах детективного жанра.
Но если бы книга была просто детективом, я бы вряд ли сел за эту рецензию, просто горячо порекомендовал бы друзьям, и только. Дело в том, что "Падение..." все больше кажется мне подлинным явлением в русской фантастике. Почему? Попробую объяснить. События романа переведены в "человеческое" измерение, а не в историко-мифологическое. Процессы бытия в тексте практически не зависят от магии, не происходит "оккультного реформирования реальности", что наблюдается, скажем, у Муркока или Перумова. Магия влияет на мир, где существуют Эврана и Азиана, не более, чем наука влияет на наш мир. Разве люди не пытались повернуть вспять реки, не осушали болот, разве не разгоняют тучи, пробуя управлять погодой? Кстати, во вселенной Никитина магия - не белее чем обобщенная протонаука, куда включены все известные нам области знаний, от филологии до зоологии. Любопытно, что в романе слова "волшебство" и "волшебник" не употребляются. Магия (читай "наука"), поставленная на платформу политиканства, превращается в оружие, которое в конце концов едва не приводит к гибели весь человеческий род. Далее, в "Падении.." совершенно нетипичный герой (да он и не "герой" с точки зрения фэнтези). Это человек ни в коем случае не монументальный, и мы имеем возможность проследить эволюцию его характера, его мировоззрения, видим, как он взрослеет, любит и страдает. Разве нельзя узнать в юном маге себя самого, разве не возникает такое чувство при чтении его дневников? Основной вопрос, звучащий в романе, - "почему" (вовсе не "что" и "как"). Именно поэтому мы, читая дневники, сопереживаем герою, его метаниям.
И я уверенно заявляю - старая фэнтези благодаря Олегу Никитину стала вчерашним днем. Сверкающий меч теперь лежит на дне старого сундука, а файерболы погасли в лужах.
Артем Тихомиров

"Книга — вещь среди других вещей, том, затерянный среди других томов, наполняющих равнодушный мир, пока она не найдёт своего читателя, человека, которому предназначены её символы. Из этой встречи и рождается неповторимое чувство, называемое красотой, чудесная тайна, расшифровать которую не под силу ни психологии, ни риторике.
Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной". (Хорхе Луис Борхес)
Олег Никитин «Падение сквозь ветер» издательство АСТ, серия Заклятые Миры. Купил я ее за 190 рэ, теперь, после прочтения, я бы не пожалел расстаться и с большей суммой. Честное слово! Книге удалось зацепить меня и пробудить желание поделиться мыслями о ней. Тут все, наверное, по Борхесу. К сожалению, о самом авторе крайне мало инфы, желающие могут немного узнать здесь. У Никитина, кроме «Падения сквозь ветер», есть еще сборник повестей «Стеклянная пыль» (первый блин Олега Викторовича) и роман «Шмель в паутине». Плюс масса рассказов, эссе и статей.
Начнем-с. Роман написан в жанре детективного фэнтези. Книжка не пустой пузырь бесконечного экшна, есть у нее содержание (в смысле внутренняя идея, а не перечень глав). Сюжет - та еще роза ветров, во время прочтения чувствуешь себя флюгером. Но Никитин пишет просто и ясно, книгу легко читать. Очень мне понравилось название - «Падение сквозь ветер» - значимое такое. Прямо в магазине, когда покупал книгу, листая для интереса книгу по картам Таро, наткнулся на объяснение падения. Некоторые птицы учат птенцов летать, просто выбрасывая из гнезда. Так и человек - до тех пор, пока сидит в безопасном гнезде своих привычек и страхов, он остается всего лишь желторотым птенцом - слабым и зависимым. Лишь не побоявшись, броситься вниз в надежде расправить крылья в момент падения, мы можем взлететь ввысь. Падение - это знак дерзновения и перемен. Ветер же символизирует энергию и живое дыхание вселенной, силу духа в поддержании жизни, он приносит дождь, оплодотворяя землю.
Мир Эвранской империи – это мир прикладной магии, покоренной и поставленной на службу человеку. Но однажды, во время войны с мятежной провинцией, магия выходит из-под контроля: магический дождь, вызванный магами воюющих сторон, лишает мужчин способности к зачатию. Дети по всей земле больше не рождаются.
События «Падения сквозь ветер» происходят семь лет спустя после Пятидневной войны, люди по инерции доживают свои последние деньки. Оказывается ко всему можно привыкнуть, даже к осознанию полного исчезновения цивилизации. Тишь да благодать. И тут убивают мага Ордена, который экспериментировал с магией жизни, пытаясь найти пути выхода из этого болота. Следует заметить, что магия жизни считается чем-то из области магической фантастики, форменная лженаука, ибо только бог может дарить и создавать жизнь. Однако есть кое-какие зацепки указывающие на то, что погибший, похоже, далеко ушел по своему неторному пути к магии жизни. Расследовать это темное дело берется, по личной просьбе Императора и поручению Мастера Ордена Магов, бывший имперский следователь магистр Валлент. Но главный герой этой восхитительной истории – это покойный маг Мегаллин, человек захотевший стать богом и ставший им. Покойный воскресает перед тобой на страницах своих дневников: он любит, радуется, страдает; он живет. Можно по этапам проследить, как милый парнишка Мегги превращается в бога. Не самая приятная метаморфоза, прямо скажу – Мегаллин стремительно теряет человеческий облик. Примечательно, но в книге никто из персонажей, идущих по стезе спасения цивилизации, проблемой нравственного выбора не озабочен вовсе и без колебаний переступает через отдельных людей.
Книга состоит из двух сюжетных линий, которые вплетены друг в друга: линия Мегаллина длинными стежками вшивается при помощи дневников и писем в детективную линию Валлента. Каждая найдет свое завершение, однако они связаны между собой как иголка с ниткой: ведь Валлент идет по следу убийц мага, попутно повторяя его путь. Одно из самых сильных мест романа - это неожиданная, шокирующая развязка (полный привет!), своим цинизмом несколько портящая ощущение хэппи-энда.
Мир делится на три типа людей: людей действия, людей-руководителей и тех, кто ничего не делает. Мегаллин - человек действия, идущий к цели напролом. Есть еще игроки, манипулирующие людьми действия. И у каждого свои соображения и методы. Кто из них лучше? У всех свои кумиры, но мне нравится Мегаллин, потому что он проявляет, как ни странно, самые высокие моральные качества, в отличие от других. Роман притягивает тем, что в образе юного Мегаллина или его друзей можешь легко угадывать что-то свое, родное. Простой парнишка Мегги из соседнего двора, а может и ты сам.
Чем еще может понравиться книга? Оригинальным сюжетом, легким ненавязчивым юмором. Экшн… хм экшн прекрасно компенсируется напряженностью сюжета, скучать не придется. Роман построен по всем канонам детективного жанра, так что любитель этого уважаемого жанра тоже не пожалеет.
Если ты устал от «героев плоти и крови» и хочешь насладиться «умной» и вместе с тем легкой книгой, то «Падение сквозь ветер» самое то. В литературе главное ведь магия жизни и волшебство человеческих отношений, душа человека глубже, чем все черные дыры во вселенной вместе взятые. Как я понял из интервью автора, мэйнстрим уже стоит на коленях перед писателями-фантастами, и позорная кликуха «описательный» уже почти смыта с нашего любимого жанра. Кровью врагов. :) В этом смысле «Падение сквозь ветер» воспринимается, как контрольный выстрел.
Filin

Карта Ханнтендилля

Я бы не назвал роман «сильным». Скажем так – автор приложил определенные силы своего, бесспорного, таланта, но до шедевра книга не тянет. Прежде всего роман нельзя считать чисто «фэнтези». Это конечно фэнтези, но сама магия является не «движущей силой» романа, а лишь «тенью», фоном. Если магию не брать во внимание, то роман все равно состоялся. И только в конце автор вспомнил, что он пишет фэнтези и магия стала преобладать.
Я думаю, что автор хотел издать двухтомник. Но что-то не получилось и конец немного скомкан. А раскрытие всех тайн на последней странице мне совсем не понравилось.
В романе три сюжетных линий: следователь Валлент, маг Мегаллин и Мастер Деррек.
Валлент. Беспомощный следователь, хоть один из лучших. Он ничего не раскрыл. И вообще это персонаж нужен только для того, чтобы преподнести читателю жизнь и мага Меггалина. Валлент так усиленно искал дневники и близких магу людей, что становиться почти незаметно, что ни дневники, ни люди никуда не прятались. Не убедительно заканчивает он свой жизненный путь. С чего это он кинулся на свою дочь?
Меггалин. Обыкновенное детство, обыкновенное взросление. Автор, наверное, сознательно хотел показать человека, который ничем не отличается от других людей.
Только я не совсем понял неожиданно проснувшийся дар мага. Так не бывает. Если такой дар существует, то он проявляет себя постоянно, а не только после тестирования. Во время экзамена Меггалин обладает чудовищной силой, например, сотрясая землю, а когда на него и его друзей происходит нападение, он беспомощен.
Мастер Деррек. Использует все и вся для выживания цивилизации. Но какой он гад!!!
Конец романа практически непредсказуем. Сильно его автор преподнес. Равнодушных не останется!
Основная идея романа - ответственность ученого за научные разработки и плата, порой страшная, которую приходиться платить за их применение.
Книга серьезная, для развлечений не подойдет.
ANN

детектив с элементами постапокалипсиса в мире фентэзи... очень cильная, неоднозначная и глубоко пронзительная книга. Под личиной детектива в магическом мире скрывается практически настоящий шедевр.
конкистадор

Довольно интересная книга. Такой детективчик в фэнтези мире. Только тамошняя вселенная мне не понравилась.

Сюжет захватывает, интрига сохраняется почти до конца, язык радует. Иногда цепляет подробная натуралистичность вкупе с циничностью, но в общем все это создает своеобразный коктейль, приятный для чтения. Довольна, что открыла для себя этого автора.
Анна

Очень хорошая книга. и очень.... необычная. Вначале думаешь, что перед тобой обычная фэнтези-новелла, потом понимаешь, что это ещё и детектив. Потом становится ясно, что тут ничего не ясно... В итоге эта книга просто потрясла меня.
Резюме: 1) Не халтура. Отличный роман. 2) Жанр-фэнтези/детектив/психологический роман/роман-предупреждение/.    
Дидковский Григорий

Расследование - 4-, окончание - 3-, дневники мага - 5+. Общая оценка - 4-
krotik111
 
"Меня использовали!" - такие слова мог бы сказать главный герой по окончанию истории. Но его настолько ослепила гордость, мания величия и сила, что он просто этого не заметил... Или не хотел замечать... Или это вовсе не его вина... Магия - это ведь удивительная вещь, и даже вроде досконально изученные ее области еще хранят множество тайн и загадок...
Как например высшая магия, магия жизни! Всем она кажется недосягаемой, просто нереальной, но ведь ее существование признают. Почему бы не стать ее первооткрывателем? Тогда уж и неизвестность изучения не испугает!
Но поиски чего-то призрачного все равно никогда не приносили результатов. Или мы просто чего-то не знаем? Возможно, это незнание и дает на право на жизнь...
Очень интересная книга. Своеобразный "фентезийный" детектив.
Shelda
 
Фэнтезийный детектив с несколько рваным сюжетом. Описывает судя по всему постапокалиптический постиндустриальный мир, в котором из-за магов произошел ещё один локальный апокалипсис. Начинается как детектив, ГГ долго (пол книги наверное) читает дневники погибшего мага попутно совершенствуясь в магии. Далее идёт всякая магия. Совершенно ожидаемо ГГ повторяет путь потерпевшего. Развязка скомкана, но не неожиданна. Читается легко. Написано не без юмора. В общем — неплохо.
tirthika


Категория: Отзывы и рецензии | Добавил: megallin (18.08.2009)
Просмотров: 1556 | Теги: отзыв, падение сквозь ветер, Олег Никитин, роман, Рецензия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
В этом разделе
Регистрация
Погода окрест
Погода в России